Друзья
хочу вас познакомить с выдающимся уральским художником и его работами -
Воловичем Виталием Михайловичем. Я очень рад, что мне посчастливилось
встретиться с этим великодушным и приветливым человеком, а вернее сказать
"человек с большим сердцем".
Волович Виталий Михайлович —
заслуженный художник России, академик Российской Академии художеств. Родился в
писательской семье 3 августа 1928 г. в городе Спасск-Дальний Приморского края.
Мать художника, писательница Клавдия Владимировна Филлипова, отца же Виталию
Воловичу заменил отчим. Родного отца Виталий Михайлович ни разу не видел.
Когда В.М. Воловичу исполнилось 4 года, он с матерью переехал в Свердловск
(современный Екатеринбург), где и рос Виталий Михайлович. В Свердловске мать
художника вышла замуж за писателя Константина Васильевича Боголюбова – отчима
В. М. Воловича. С детства ему были привиты любовь и интерес к литературе и
истории, но страсть к рисованию была у него всегда. Родители всегда поощряли
мальчика и поддерживали желание стать художником. Поэтому долго определяться с
профессией Виталию Михайловичу не пришлось.
В 1948 году В.М. Волович закончил
Свердловское художественное училище, после чего началась его работа со
Среднеуральским книжным издательством, журнал «Уральский следопыт», где Виталий
Волович занимался обложками и иллюстрациями к книгам. Первой его работой в
издательстве были иллюстрации к рассказу «Суворовец». По признанию художника
это первое задание было «первым позором в жизни», так как его рисунки долго не
принимали, приходилось переделывать помногу раз, в итоге работы были приняты
лишь из-за того что издание уже шло в набор, а не потому что работы
понравились издателю. После выполнения задания Виталий Михайлович дал себе
слово не работать больше с издательствами, но спустя год он все же пересмотрел
свое решение. Виталий Волович стал рисовать для журналов, путеводителей,
справочников. Поступить после училища в институт Виталий Михайлович не смог –
его мать заболела туберкулезом, от чего и умерла в возрасте 48 лет.
Виталий Волович не воспринимал
иллюстрации книг всерьез – отдавал предпочтение станковой графике и
живописи до тех пор, пока ему не предложили проиллюстрировать книгу М. М.
Пришвина «Кладовая солнца», после которой Пришвин лично поблагодарил Воловича
за проделанную работу: «Кладовую солнца» издавали бесчисленное количество
раз у нас и за рубежом, и у меня на полке «Кладовые» всех размеров и цветов. Но
Ваша — лучшая» — такими были слова Пришвина. Именно тогда Виталий Волович
понял, что книжная иллюстрация займет важную роль в его жизни.
Однако не всё устраивало Воловича в
работе. Художник проиллюстрировал «Чешскую сказку», китайскую сказку «Обезьяна
и черепаха», «Малахитовую шкатулку» Бажова. После этих иллюстраций Воловича
обвинили в формализме, с которым в то время как раз боролись. Дошло до того,
что в издательстве не давали выставить свои работы на выставке. И В.М. Волович
уехал в Москву, взяв с собой картины и рисунки. Там ему сразу же предложили
проиллюстрировать произведения М.Горького «Песня о соколе» и «Песня о
буревестнике». Эта работа художника получила большое количество наград, а затем
поступило предложение участвовать в международном конкурсе иллюстраторов в
Лейпциге. Поскольку с детства художнику нравилась эпоха Средневековья (чему
поспособствовала огромная библиотека отчима с трудами Брагаузера, Шекспира и
т.п.) для конкурса была выбрана «Шотландская баллада» Р.Л. Стивенсона, за
которую ему была вручена серебряная медаль.
В 70-е годы заглавную роль в творчестве
Воловича играл цирк. Любовь к цирку породила большое количество офортов,
иллюстраций. Художник был всецело поглащен яркостью красок. Яркий пример тому
серия «Цирк». Так же в 70-е Виталий Михайлович начал работать с натуры. Теперь
во время своих многочисленных путешествий по России и за ее пределами стал
создавать самостоятельные станковые пейзажи карандашом и акварелью.
Так же Виталий Волович участвовал в
конкурсе, посвященном 150летию И.В. Гёте. Для иллюстрирования была выбрана
пьеса «Эгмонт» (1980). Данная работа была удостоена бронзовой медали в
Лейпциге.
В 1982 году Виталию Михайловичу была
оказана честь иллюстрировать «Слово о полку Игореве» — шедевр русской
словесности. Выполняя данную работу Волович проводил параллель с Великой
отечественной войной, которую сам прошел. В иллюстрациях к этой книге художник
показал антивоенность самой поэмы, тем самым выразив и свою гражданскую
позицию.
В постсоветский период, когда можно
было свободно выезжать за границу художник старался всё больше работать с
натуры, отражая культуру других стран, таких как Франция, Италия, Австрия,
Палестина, Германия. В начале 90-х издательства стали издавать книги без
иллюстраций из финансовых соображений, или же и вовсе закрывались за неимением
средств. А тем временем Виталий Михайлович мечтал о художественных альбомах. В
таком формате изданы книги: «Средневековый роман», «Парад Алле», «По страницам европейской
эротической литературы».
Есть у В. М. Воловича и живописные
циклы. К ним относится цикл «Старый Екатеринбург». Вступление к книге «Старый
Екатеринбург» заканчивается так — «Я рисовал следовательно, я
любил». Каждый год художник со своим другом к концу лета выезжал для
рисования этюдов и когда не было возможности поехать куда либо они выходили в
город. Эти вылазки на природу художник считает лучшим отдыхом. Так же Виталий
Михайлович очень любит музыку и одно время ходил на занятия к одному оперному
певцу. Но хобби как такового у него нет: все время занимает работа, и даже на
природу этюды рисовать не выбирается. Виталий Михайлович на свою занятость не
жалуется, а напротив считает ее счастьем.
Большое место в творчестве В. М.
Воловича занимают офорты. Площадь одного из офортов 7 квадратных метров. На все
восхищенные удивления художник поясняет, что любит свое дело и получает от
своей работы настоящее наслаждение. И тут нельзя не процитировать слова Виталия
Михайловича: «Все лучшее, что происходит в моей жизни, происходит в мастерской!
Представить не могу, что если бы не было у меня этой профессии, то я бы уже 20
лет был на пенсии и не знал, куда себя деть! Во мне все ликует от недостатка
времени и желания бежать в мастерскую, где меня ждет интереснейшая работа,
которую я сам себе придумываю. Я спешу сюда с невероятным желанием и ухожу с
неохотой».
Важным событием в жизни художника стал
выход книги «Мастерская. Записки художника». История написания книги необычна:
после смерти своей жены, с которой Виталий Михайлович прожил 47 лет, художник,
что бы пережить потерю, стал писать вечерами. Потом появился интерес к этому
делу. Закончив книгу, Виталий Волович отправил ее на электронную почту своему
другу. Спустя 2 недели пришло письмо от издательства, в котором был договор.
Виталий Волович изложил в книге историю своей жизни. Сам автор рассматривает
книгу как «…попытку разобраться в себе, в профессии, может быть, в психологии
творчества…»
В работе В. Волович использует такие
техники, как линогравюры, офорт, литографии, ныне предпочитает акварель, гуашь,
темперу. Его работы можно увидеть в Третьяковской галерее, в Музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Государственном русском музее, а
так же в художественных музеях таких городов как: Екатеринбург, Иваново, Нижний
Тагил, Ярославль, Пермь, Магнитогорск, Новосибирск, Саратов. Помимо городов
России работы Виталия Воловича есть в Музее современного искусства в Кельне, в
Моравской галерее в городе Брно, Пражской национальной галерее, в Музее И.В.
Гете и Ф.Шиндлера в Веймере и во многих других, как частных, так и
государственных собраниях России, Герминии, Франции, Австрии, Италии, Израиля,
Испании и США. Наиболее полное собрание работ художника находится в Ирбитском
государственном музее изобразительных искусств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий