Здравствуйте друзья сегодня хочу вас
познакомить с уральским живописцем - пейзажистом Казанцевым Владимиром Гаврииловичем (1849 года, г. Екатеринбург Пермской
губ.— 8.09.1902, Полтава), живописец, график, академик живописи (1894).
Владимир Казанцев относится к числу несправедливо забытых художников,
без которых история русского искусства представляется далеко не полной.
Сведения о нём носят отрывочный характер.
Родился художник на Урале, в Екатеринбурге, в семье золотопромышленника
Г.Ф. Казанцева. Казанцев Владимир Гавриилович по своему происхождению
относится к древнему роду Муромских иконописцев, которые работали в
Благовещенском монастыре с семнадцатого по восемнадцатые века. Род
Казанцевых является типичным родом представителей верхних слоев уральского и
екатеринбургского купечества, они свое происхождение берут от беглых крестьян
староверов Подмосковья. Путь их на Урал был долгим. Сначала они обосновались на
реке Керженец в селе Семеново Нижегородской губернии. Но в начале 19 века
власти разгромили разросшееся старообрядческое селение. И Казанцевым пришлось
бежать дальше, на Уральские заводы. Многие старообрядцы с Керженца бежали
на Урал, потому что заводовладельцам не хватало рабочих рук, и они
покровительствовали гонимым староверам. В связи с тем, что на Урал бежало
очень много поселенцев с Керженца, с той поры на Урале старообрядцев называли
«кержаками». Здесь Казанцевы обосновались в деревне Становой,
которая находится близ Шарташа. В то время район вокруг озера входил в отдельную
Шарташскую волость, которая была заметным очагом предпринимательской
деятельности крестьянства. Казанцевы остались государственными крестьянами и не
были приписаны ни к какому из заводов.
На Урале. 1888
На Шарташе земель для всех не хватало, поэтому
они и занялись предпринимательством. К тому же Екатеринбург, в котором можно
было заниматься торговлей, был рядом. Казанцевы появились на Урале
до основания Екатеринбурга (1723), а к концу 18 века они уже стали обладателями
солидных капиталов. Дед будущего художника Фома Федотович был крупнейшим
салоторговцем, в течение шести лет являлся городским головой Екатеринбурга. Он
один из первых застолбил выгодные участки обнаруженного в Сибири золота и
вскоре стал первым в ряду российских золотопромышленников. Отец художника,
Гаврила Фомич, владел уже десятком золотых приисков. Как и во всех больших
городах Сибири, молодое поколение купцов Казанцевых, к которому относился
будущий художник, устремлялось в столичные университеты за высшим образованием.
Родные братья Гаврила Гаврилович и Владимир Гаврилович числись уже не купцами,
а «потомственными почётными гражданами».
Морозная ночь. 1884
Владимир
по окончании курса в местной гимназии учился в Московском университете на
юридическом факультете, который окончил в 1870 году. С 1871 по 1874 год он
состоит кандидатом на должность судебного следователя в Перми, затем живёт в
родном Екатеринбурге. В 1880-м Казанцев решительно меняет свою судьбу, поступив
в Петербургскую академию вольноприходящим учеником. Руководителем пейзажного
класса, в котором занимался Казанцев, был М. Клодт, влияние которого отчётливо
прослеживается в творчестве художника, особенно в эпических произведениях. Его
непосредственный педагог – профессор пейзажной живописи В. Орловский, автор
академических пейзажей с жанровыми мотивами.Творческий путь художника длится
два десятилетия – 1880–1890-е годы. Но за это время В. Казанцев написал
живописные полотна и этюды, акварели, которые проникнуты его мыслями, чувствами
и на которых запечатлены разные уголки России – от Карелии до Чёрного моря и
Урала.В 1880–1890-е годы Казанцев создаёт целый ряд небольших пейзажей,
подкупающих простотой сюжетов (уголок парка, заросшая аллея, пейзаж с тихой
рекой) и тонким поэтическим звучанием.
Конец лета. 1880
1880-е
годы, если судить по немногим сохранившимся произведениям, – наиболее
плодотворный период творчества В. Казанцева. В коллекции иркутского музея более
10 работ этого времени. Среди них пейзажи его ученического периода («Пейзаж с
рекой», 1881; «Лесная дорога», 1882), в которых чувствуется творческое «я»
художника как лирика. С этого времени все написанные произведения В. Казанцева
экспонировались на академических выставках.
Водопад Кивач
На реке. 1897
Путешествуя
по городам России, художник изучает природу севера, юга, средней полосы и вновь
возвращается на родину – на Урал. Ему посвящён целый ряд работ В. Казанцева:
«На Урале», «Скалистый берег», «На реке», а также картина «На полустанке»
(«Зимнее утро на Уральской ж.
дор.» – так она значится в каталоге В. Сукачёва). Пейзаж был написан в 1890-е
годы, в этот период Казанцев получает звание художника 1-й степени, а через
некоторое время – звание академика.
Зимний пейзаж
На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891
Картина
«На полустанке» продолжает серию видовых пейзажей 1880-х годов, хотя сам сюжет
и колористическое решение выделяют её среди всех произведений художника. На
сравнительно небольшом полотне Казанцев сумел создать ощущение бескрайних
зимних просторов своей малой родины. Светлый фон высокого неба и узкой полоски
снега словно прорезан железнодорожными рельсами, убегающими влево от зрителя.
На втором плане изображены готовый к отправке пассажирский состав, станционная
будка, строения, маленькие фигурки людей. Возможно, это один из первых
индустриальных пейзажей XIX в. К концу 50-х годов XIX в. относятся первые
проекты о проведении железных дорог через всю Сибирь до Великого океана.
Проекты по строительству Уральской железной дороги были предприняты в
интересах, главным образом, уральской горнозаводской промышленности. В связи с
этим в начале 70-х годов была командирована на Урал особая правительственная
комиссия для выяснения на месте направления дороги, наиболее соответствующего
нуждам уральской горнозаводской промышленности и cибирского транзита. В 1878
году была открыта Уральская дорога (от Перми до Екатеринбурга). Не случайно
именно это полотно приобрёл в Петербурге иркутянин В. Сукачёв, мечтавший, как и
все его земляки, о железной дороге для родного города. В Иркутск первый поезд
пришёл лишь в 1898 году. А предложение о строительстве железной дороги от Урала
до Забайкалья было высказано в 1886-м генерал-губернатором Восточной Сибири
А.П. Игнатьевым.
Туманное утро
Картины
Казанцева имеют большую художественную ценность и находятся в
Государственном Русском музее (Ленинград), Свердловской картинной галерее,
Пермской художественной галерее и в Иркутском художественном музее. Они
принадлежали Вере Яковлевне Казанцевой и были переданы ею представителям
Красной Армии в поселке Иннокентьевском в январе 1920 года, после окончательных
боев за Иркутск.
Усадьба
Казанцевых сохранилась до настоящего времени. В иркутской коллекции есть
небольшая картина «Сад в дожде» (хотелось бы посмотреть), на которой изображён
угол каменного трёхэтажного особняка с балконом, обвитый зеленью и окружённый
цветущей клумбой. Комплекс усадьбы купцов Казанцевых был возведен в
1820-1824 годах по проекту архитектора Михаила Павловича Малахова.
Первоначально в его состав входили
двухэтажный и трехэтажный дома (в последнем размещался театр), два флигеля,
многочисленные службы, баня, оранжерея и сад. Жилые дома разделены воротами,
через которые осуществлялся въезд во двор. В двухэтажном жилом доме усадьбы,
помимо покоев и жилых комнат, находилась также и старообрядческая домовая
молельня. Казанцевы – одна из известнейших и богатейших фамилий Екатеринбурга,
внесшая значительный вклад в развитие города. Среди ее представителей были
купцы, золотопромышленники, юристы, живописцы, общественные деятели. Наиболее
известны Гавриил Фомич Казанцев (ок. 1806-1874), Гавриил Гавриилович Казанцев
(1854-1902), Владимир Гавриилович (1849-1902).Усадьба Казанцевых играла
заметную роль в культурной жизни
Екатеринбурга. Здесь часто бывал Д.Н. Мамин-Сибиряк, действовал театр, сад был
открыт для свободного посещения. В начале XXвека здесь был открыт один из
первых городских кинотеатров.После событий октября 1917 года двухэтажный жилой
дом усадьбы был передан под коммунальное жилье, в результате чего свой
первоначальный облик утратили фасады дома и полностью были изменены его
интерьеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий