Друзья познакомлю вас с известным
ленинградским художником-живописецом, монументалистом, плакатистом и педагогом,
также вам известного художника Урала Германа Метелева. Член Союза художников
СССР. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1963).
Родился 1908 году в Хабаровске (в
некоторых источниках местом рождения указан Харбин). Учился в Москве на курсах
АХР у Ильи Машкова (В 1928—1929), в Ленинграде в ИНПИИ — ЛИЖСА ВАХ у
Константина Юона и Рудольфа Френца (1931—1938). В 1938 году окончил
институт с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа —
картина «Степан Разин». Участвовал во многих выставках с 1929 года, выставляясь
вместе с ведущими мастерами изобразительного искусства Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны
оставался и продолжал активную работу в блокадном Ленинграде, участвовал в
выпуске плакатов «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС». Создал одни из самых
выразительных и экспрессивных агитационных плакатов военного времени. В числе
первых листов, начала войны, был плакат «Молодежь к оружию!» (1941). Казанцев
решил его традиционно и упрощенно, как выполнялось большинство плакатов первого
военного года. Однако следующий плакат художника «Мщения! Фашизм – это голод,
нищета и разорение» 1942 года уже говорит о поисках глубокого, психологического
решения темы и знаменует отказ от чисто внешней трактовки образов.
В каждой последующей работе Казанцев
ищет и находит новые, лаконичные и убедительные средства выражения формы и
содержания. Его небольшой плакат «За кровь и слёзы наших детей!» (1943) говорит
о заметном успехе художника-плакатиста, сделанном в этом направлении.
Ещё более эмоциональным и
выразительным был плакат «Освободи!» (1943), на фоне огромной черной бездны
неба художник изобразил маленькую худенькую девочку находящуюся в концлагере,
которая стоит замерев держась за колючую проволоку, молча смотрит на нас,
высокие массивные брёвна забора подчёркивают хрупкую фигурку ребёнка, внизу
краткая красная надпись – «Освободи!». Этот плакат очень прост и лаконичен,
предметы лишены объёма, цвета нет – только контраст черного и белого. В этой
работе отсутствует даже намёк на натуралистичность, её можно отнести скорее к
формальным произведениям. Однако именно такое техническое решение позволило
максимально полно выразить страстную ненависть к фашистам; плакат превратился в
яростный призыв к уничтожению врага. Высокое графическое мастерство,
необычайная сила образного обобщения ставят эту работу художника в ряд лучших
плакатов военного времени.
В годы войны Анатолий Казанцев
выполнил около полутора десятков плакатов. Наступление Красной Армии, прорыв и
снятие блокады Ленинграда и другие военные события отразились в таких его
плакатах, как «Ни пяди своей земли!» (1942), «Молодёж! Вперёд на Запал», За
полный разгром немецких захватчиков», «Под водительством сталинских
полководцев, вперед к полному освобождению нашей Родины от немецких
захватчиков!», «Смерть немецким извергам, «Смерть немецким мерзавцам»
(все –1943), «Захватчиков подлых с дороги сметём!» (1944), «Крепче удары
по врагу!» (1944), «Смерть немецко-фашистским разбойникам!» (1944), «Блокада
снята!» (1944).
Помимо плакатов, листовок и
литографий Анатолий Казанцев написал картины «Встречи на Неве. Прорыв блокады
Ленинграда 18 января 1943 года» (1943), «Форсирование Невы при прорыве блокады
Ленинграда» (1943), «Соединение войск Волховского и Ленинградского фронтов» (1943,
совместно с художниками В. А. Серовым и И. А. Серебряным),
«Русская женщина» (1943).
После войны занимался творческой и
педагогической работой. Писал тематические картины, создавал панно и панорамы.
Преподавал в ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени
В. И. Мухиной (1949—1984), профессор (с 1965) и руководитель
мастерской монументальной живописи. Автор картин «Зарубежные комсомольцы
расклеивают прокламации» (1929), «С. М. Киров выступает против
оппозиции в клубе Путиловского завода. 1926 год» (1938), «Вручение ордена»
(1947), «Накануне Октября» (1950), «В Зимнем Дворце» (1954), «С добрым утром!»
(1964), «Солдатки» (1967), «Белая ночь» (1975) и других.
Ленинград. Первомайская демонстрация на Невском
Произведения А. А. Казанцева
находятся в Государственном Русском музее, Российской Государственной
библиотеке, Государственном центральном музее современной истории России,
Мемориальном музее блокады и обороны Ленинграда, Научной библиотеке Российской
Академии художеств, Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), частных
собраниях России, Великобритании, США.
Комментариев нет:
Отправить комментарий