Станислав Климентьевич Бочкарев
родился в 1949 году в Орске. 1976 – 1980 годы – учеба в Оренбургском
художественном училище, где в то время преподавали замечательные художники –
Виктор Ни, Валерий Газукин.
Оренбургское художественное училище закончил в
тридцатилетнем возрасте. Это, видимо, сказалось на его творческом кредо. Уже
некогда было идти методом проб и ошибок через всевозможные "изны", да
и педагогом в училище был у него Юрий Григорьев, художник с философским
видением окружающего мира. Он приучил своего ученика соединять в гармонию
фантазию и верность натуре. А также привил любовь к мастерам с мировой славой. И
сегодня Станислав Бочкарев своими кумирами называет Андрея Рублева и
Рембрандта, в своих работах отдает предпочтение сюжетам на библейские темы.
"С возрастом, - говорит он, -
возникает необходимость напомнить вечные истины в первую очередь самому себе.
Это придает уверенность в творческих поисках".
По профессионально-художественным
меркам пятидесятилетний Станислав Бочкарев считается еще молодым художником,
его творческий стаж насчитывает около двух десятков лет. Но мира образов,
созданных им в своих полотнах, иному художнику хватило бы на две жизни.
С 1984 года С.К. Бочкарев – член Оренбургского
отделения Союза художников. За более чем 30 лет работы на счету мастера
многочисленные групповые и персональные выставки не только в России, но и за
границей. Работы С.К. Бочкарева не раз экспонировались в Оренбургском
музее изобразительных искусств.
Природа и Дух всегда очень близки: Бог
живёт в каждой былинке и «всякое дыхание хвалит Господа». «Красота мира Божия»
явлена на полотнах Саврасова и Левитана, Шишкина и Поленова. Силу духа
воплотили Крамской, Нестеров, Корин и Рыженко. Но мало кому в живописи удалось
показать одновременно два источника тепла – природу и молитву – как получилось
это у художника Станислава Бочкарёва.
Станислав Бочкарев пробует свои силы в
жанре натюрморта, создает сюжетные композиции. Один из интереснейших опытов в
этой области – серия сцен на библейские темы. Утверждая духовные и
гуманистические ценности, автор стремится к предельной искренности,
непосредственности выражения чувств. Острое переживание человеческих судеб
раскрывается в повышенной эмоциональности пластической речи.
В
нашем суетном мире много звуков, много движения, и чтобы уловить потоки тепла,
не заглушить и не остудить их, необходимо услышать тишину и обрести покой. И
потому в пейзажах Бочкарёва привлекает состояние среды, и молния, и фонтан
кажутся бесшумными, река неподвижной, а морские волны плавными настолько, что
берег, вода и небо неразделимы, натура воспринимается и интерпретируется
мастером тонко, эмоционально, образно.
Речка Трубеж
Буря на море Галилейском
Затонувшая лодка
Источник тепла на картинах Бочкарёва –
не только солнце: оно отразилось в море, раскалило степь, и тепло в мире
удвоилось. Именно это роднит оренбургские и крымские пейзажи, именно через
солнце ощущаешь, что степи Оренбуржья хранят в своём лоне реликтовое море,
которое художник прозрел в лёгком колыхании травы. По этому морю тоскует
знойный город, этим морем грезит напитаться обмелевшая река под евразийским
мостом.
Дорога, которая так часто встречается у
Бочкарёва, уходит за горизонт или скрывается за поворотом. По ней хочется идти
пешком, не спеша, вглядываясь в каждый встреченный каштан или тополь, замечая
каждый блик на воде. Эта дорога не утомляет и не пугает неизвестностью, потому
что там, за поворотом или горизонтом, ждёт всё то же неизбывное тепло.
Не иссякает оно и в зимних пейзажах.
Снег на них невесом, и кажется, что даже в самых высоких сугробах можно
различить каждую снежинку. Снег, розоватый от солнечных бликов, не обжигает, и,
если зажать его в ладони, он буквально через мгновение растает.
И всё же мы смотрим на мир «как бы
сквозь тусклое стекло, гадательно». Как в кривом зеркале, на картинах Бочкарёва
порой возникают перед нами образы, напоминающие то ли русский лубок, то ли
Босха и Брейгеля. Этот мир балансирует на своей точке опоры, часто теряет
равновесие, и полюса меняются местами. Здесь из голов вавилонских архитекторов
вырастают башни, которые своих создателей не приближают к небу, а тянут к
земле. Здесь «Комедианты» ловят царственный венец и рвутся на пустующий трон,
где брошена королевская мантия, пока голый король пирует у Вакха, Валтасара или
Ирода. Но вдруг на этих «пирах во время чумы», в этих «садах земных
наслаждений» возникает совсем не застольная рыба, принесённая из какого-то
иного мира как напоминание о чём-то или о ком-то, кто совсем скоро пойдёт на
заклание. Или во время «Танца Соломеи» проливается из чаши вино, так похожее на
то, что родилось из воды на браке в Кане.
Танец Соломеи
И нужно разорвать эту завесу греха,
чтобы вновь обрести свет и тепло. Ради этого «Дон Кихот» вступает в бой с
ветряными мельницами. Поверженный, он снимает шляпу то ли приветствуя нас, то
ли прося прощение за бессилие.
Дон Кихот
Но «житейское море» в пору шторма
неукротимо, как воды Генисаретского озера. Ученики взывают к спящему Учителю, умоляют
о спасении. Лодка уже накренилась так, что только Сын Человеческий, сидящий на
другом краю, способен удержать её. Но тут из тьмы проступает солнце, становясь
нимбом того, чей лик сокрыт во время сна. И тепло возвращается в мир.
Это тепло усиливается в другой картине
– «Хождение по водам» – главной, на мой взгляд, в творчестве Бочкарёва.
Апостолы едва прозревают Спасителя. Он же с благословляющим жестом идёт по красным
водам, в которых разлито вино и с брачного пира, и с тайной вечери. И это путь
на крест, которым стала мачта лодки. Красные воды настолько плотны, что лодка
причалила к ним, упёрлась в них как в земную твердь. Они всё прибывают и
прибывают, как во время потопа, обагряют небо, льются через борт в лодку,
окропляют апостолов. И «ловцы человеков» торопятся спасать утопающих, удить из
этих вод.
Хождение по мукам
В таком творческом процессе художник
Станислав Бочкарев учится сам смотреть на мир, отыскивая необычное в обычном, и
учит смотреть зрителей. И поэтому его искусство видеть и наполнять глубоким
смыслом каждое пространство холста будет жить вечно и достойно высокой оценки.
Ночь в Иерусалиме
Обращение Савла
Урал в сентябре
Тишина
Работы художника хранятся в
музеях Оренбурга, Екатеринбурга, Перми, Томска, в частных коллекциях России,
Франции, Германии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий