понедельник, 5 июня 2017 г.

Орешников Виктор Михайлович - петербургский портретист

      Виктор Михайлович Орешников принадлежит к числу советских художников молодого поколения. Получив художественное образование после Великой Октябрьской социалистической революциям он активно участвует своим искусством в строительстве социалистической культуры. Будучи художником-реалистом, Орешников работает над созданием художественных образов, правдиво отражающих нашу социалистическую действительность, о чем красноречиво свидетельствует ряд картин художника. Особенно много и плодотворно Орешников, работал в области портрета. Серия созданных им портретов говорит о стремлении художника к утверждению богатства внутреннего содержания советского человечка. Рост профессионального мастерства художника сказался с наибольшей полнотой в последние годы, когда им были созданы вполне законченные и зрелые произведения, одно из которых - картина «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» - получила широкое признание народа, а автор её был удостоен Сталинской премии. 


      Виктор Михайлович Орешников родился 20 января 1904 года в г. Перми, в семье юриста. Еще Мальчиком Орешников живо интересовался всем‚ что имело отношение к изобразительному искусству. Свободное время он уделял рисованию. Поступив в 1913 году в Пермское реальное училище, Орешников начал более систематически заниматься искусством, беря урок рисования и живописи у некоторых из местных художников.
      К началу Великой Октябрьской социалистической революции художественной школы в Перми не было. Незадолго перед этим созданное Общество любителей живописи, ваяния и зодчества объединило всех художников и просто интересующихся искусством. Весной 1917 года Обществом была организована первая в городе художественная выставка, на которой были представлены все члены Общества.
      В 1919 году он поступает в только что организованные Художественные мастерские. Эти мастерские, впоследствии (в1922 году) реорганизованные в техникум, явились первой художественной школой, созданной в Перми. Первое время он работает в мастерской портретиста А. С. Шестакова‚ питомца Академии художеств, сторонника реалистического направления в искусстве, а затем перешел в мастерскую декоративной живописи В. И. Иконникова. Значительные перемены произошли с приходом к преподаванию художника В. А. Оболенского, много сделавшего для укрепления реалистических основ в учебном процессе техникума. Одно время ему даже поручили преподавать рисунок в младшей группе техникума.
      В 1924 году Орешников окончил Художественный техникум и получил квалификацию художника-декоратора. Он понимал, что его знании профессионального умения нахватает для создания большой тематической картины, о чем художник мечтал и к чему стремился. Его тянуло в далекий Ленинград, где была Академия художеств, воспитавшая многих великих русских художников - Кипренского, Репина, Сурикова, Серова и других. В том же 1924 году он оставил свой родной город и переехал в Ленинград, где поступает в Академию художеств. В Академии Орешников учился в течение трех лет. Несмотря на то, что в эти годы имело место влияние формалистов на художественное образование, молодой художник взял самое лучшее и здоровое, что могла дать тогдашняя, Академия. Рисунки и этюды с натуры Орешникова, исполненные им в это время, говорят о стремлении художника правдиво и искренне передать виденное им в жизни.
      В студенческие годы проблема картины настолько волновала художника, что для своей теоретической работы, которую полагалось написать наряду с живописной при окончании Академии, он избрал тему— «Этюд и картина». Эта последняя, как значится в документах, получила высокую оценку, и после некоторой переделки, была рекомендована к печати. В этой своей теоретической работе Орешников убедительно анализирует проблему взаимоотношения картины и этюда.

Полевые цветы

Букет роз

      В заключительной части своего реферата художник приходит к смелым выводам. "Если принцип этюда, — писал он, —не является основой активного языка живописи, если он в своем развитии доводит живопись до тупика, может ли этюд быть основным методом школы?» Нет, — отвечает Орешников, — этюд‚ исключающий, в силу своей специфики, большую общественную идею, мешает, будучи самоцелью, развитию советской художественной школы. Новые, революционные идеи, рожденные грандиозной борьбой, требовали своего выражения в искусстве. В живописи только картина может отразить эти идеи и поэтому, принципы создания картины неизбежно должны быть основой передовой художественной школы.       
      В 1933 году он поступает в аспирантуру Академии для продолжения своего художественного образования, где пробыл до 1936 года, параллельно продолжая вести педагогическую работу. Еще 1930 году Орешников был приглашен преподавать в Академию художеств на существовавший в то время факультет монументального искусства. С этого времени начинается его педагогическая деятельность.
      В годы аспирантуры произошел перелом в творчестве художника, имевший огромное значение для дальнейшего формирования и развития его профессионального мастерства. Еще будучи студентом, Орешников увлекался портретом, так как самым трудным, но вместе с тем благородным для художника является умение выразить в искусстве внутренний мир человека, черты его характера и мировоззрения. Известный положительный опыт работы в этой области уже имелся у Орешникова, поэтому в период аспирантуры он вновь обращается к портрету, который, как мы увидим в дальнейшем, будут занимать существенное место в его творчестве.
     Так была написана в 1935 году картина «Начальники политотдела», находящаяся ныне в Бакинском Музее. Орешников изобразил начальника полит- отдела МТС в сопровождении бригадиров и председателя колхоза, проверяющих качество тракторной вспашки. Один из бригадиров наклонился, измеряя глубину борозды. Начальник политотдела, доставая из кармана гимнастерки записную книжку, внимательно наблюдает за проверкой. Лицо его сосредоточенно и серьезно, движения - спокойны и уверенны. К этой работе художником был исполнен ряд очень интересных рисунков, говорящих о глубоком понимании той закономерности, которая существует между вспомогательными материалами и самой композицией.

Начальник политотдела МТС

      Перед Великой Отечественной войной Орешниковым были начаты две большие картины: «В. И. Ленин и И. В. Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27-ом съезде ВКП(б)». Художник нашел интересное решение этих тем, однако работа в связи с войной была прервана, и начатым холстам суждено было простоять в пустой мастерской художника‚ в течение пяти лет. Художник часто вспоминал две свои картины, начатые им и оставленные в далеком осажденном Ленинграде: «В. И. Ленин и. И. В.Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27- ом съезде ВКГЦ(б)». Война прервала работу художника, но он мысленно продолжал ее, стремясь найти более правильное решение этой волнующей и ответственной темы.

В.И. Ленин и И.В. Сталин в штабе обороны в Петрограда

Выступление М.С. Кирова на 27 съезде ВКГЦ

      Тогда же в Молотове, в течение года с небольшим, прожитого там, Орешников исполнил несколько портретов, среди которых особенно выделяется портрет народной артистки СССР балерины Г. Улановой. Высокое мастерство Г. Улановой и глубина созданных ею образов являются гордостью советского хореографического искусства. Он написал погрудный портрет, обратив все свое внимание на голову Г. Улановой, на передачу психологического содержания образа. Большую роль в портрете играет движение головы Г. Улановой‚ в котором художник передал легкую взволнованность и порыв актрисы. Профильный поворот головы Г. Улановой при спокойном развороте плеч подчеркивает общую динамичность образа.

Портрет Улановой

      В самом конце 1942 года художник‚ переезжает в Самарканд, где включается в педагогическую работу Академии художеств, которая была туда эвакуирована во время войны. Будучи в Самарканде, художник сделал ряд этюдов и пейзажных зарисовок.  Характерно, что это случилось некоторое время спустя, когда впечатления от необычной для художника обстановки Средней Азии несколько улеглись, он получил возможность сосредоточиться и синтезировать свои представления о далекой солнечной республике. Не все пейзажи этой серии закончены, однако в каждом из них есть много наблюденности и правды. К числу наиболее интересных следует отнести «Джар - Арык» (1943-1944 гг.)‚ в котором раскрывает широкая панорама города на фоне далеких гор Орешников умело передает здесь и своеобразный рельеф местности, и    характер архитектуры, и уличную жизнь. 

Джар -Арык

Весна.Узбекистан

Дали.Узбекистан

Пейзаж с деревьями. Узбекистан

Узбекский дворик

Узбекский мальчик

Узбечка с ребенком

      В 1943 году за творческую деятельность ему была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. Вместе с коллективом Академии художник переезжает в г. Загорск и, наконец, летом 1944 года, после разгрома врага под Ленинградом, возвращается в свой родной город. 

Зима в Загорске

      В конце 1944 года Орешников, по заказу Ленинградского Государственного университета, приступил к работе над картиной «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете». Эту картину он закончил осенью 1947 года, и она вызвала живой интерес зрителей на Ленинградской, а затем и Московской выставках. Ответственность темы картины требовала от художника внимательного и глубокого изучения документального материала воспоминаний о В. И. Ленине, мемуаров и т. д.

В.И. Ленин на экзамене в Петербургском университете

Портрет В.И. Ленина

      В 1948 году Орешниковым был написан портрет товарища Сталина для Государственного Русского Музея. Орешников и раньше много работал над созданием образа гениального вождя советского народа. Портрет 1948 года отличается новыми чертами по сравнению с предыдущими. Товарищ Сталин изображен сидящим в кресле. Он внимательно и проникновенно смотрит на зрителя. Во взгляде вождя, в его спокойной и сосредоточенной позе выражено ясное сознание цели и уверенность в победе советского народа. Несмотря на то, что портрет исполнен на основе одних только фотодокументов, Орешникову удалось наделить образ большим общечеловеческим содержанием, теплотой и правдой, которые сообщают портрету особенною силу.

Портрет Сталина

И.В. Сталин в госпитале навещает раненных солдат

      В послевоенные годы художник вообще очень много работает над портретом и достигает здесь ряда успехов. Так, в 1945 году был написан большой портрет жены с книгой на коленях. Очень красивый и выразительный композиционно, он производит большое впечатление на зрителя. Свободное владение художника изобразительными средствами проявилось здесь в полной мере.

Портрет жены

Портрет Тамары

Портрет сына

Спящий сын

Портрет А.В. Орешникова

Портрет внука

      Большой интерес представляет портрет балерины А. Я. Шелест, исполненный художником в 1948 году. В этом портрете сказалось проникновенное отношение Орешникова к искусству балета и стремление найти возможно более правдивое и выразительное решение образа. А. Я. Шелест изображена в танцевальном костюме, сидящей в спокойной позе. В этом произведении сказался весь накопленный опыт работы художника над портретом. В этом портрете нет ни: лишних деталей, ни лишнего движения. Колорит портрета светлый, в нем преобладают розовые, зеленовато-серые и белые тона. Вообще колорит полотен художника не раздражает глаз, не поражает случайным цветовым контрастом. Они всегда гармоничны, правильно выражают содержание и действуют на зрителя глубоко и пронзительно. 

Портрет А.Я. Шелест

      Большое внимание Орешников уделяет педагогической работе, которую он ведет в Институте им. И. Е. Репина, руководя там персональной мастерской живописи и заведуя кафедрой рисунка. Особенного внимания в связи с этим заслуживает, естественно, рисунок, как основа творческого языка художника. Пренебрежение рисунком в прошлые годы, явившееся следствием пережитков формализма в изобразительном искусстве, нанесло тяжелый удар художественной школе и тормозило дальнейшее развитие нашей живописи, скульптуры и графики. Советский народ и художественная общественность правильно и своевременно подняли голос за перестройку учебного процесса в советской художественной школе, которая призвана подготовить подлинных художников- реалистов, борцов за построение коммунизма в нашей стране. Положительные результаты этой перестройки в преподавании уже налицо, и немаловажную роль в этом сыграла кафедра рисунка, возглавляемая Орешниковым.
      За выдающийся вклад в области советского изобразительного искусства на 3 
Сессии Академии художеств СССР Орешников был избран в члены-корреспонденты Академии. Это явилось важным событием в жизни художника и стимулом в его дальнейшей творческой деятельности.
      
Деревенская девочка

Деревенская девочка в платочке

Женщина с собакой



Настенька

Портрет академика Пиотровского

Портрет военного. Заур

Портрет главного хирурга Сталинградского госпиталя

Портрет З.Н. Толмачевой

Портрет И.С. Ковалевой

Портрет итальянской актрисы Валентины Картезе

Портрет Н.А. Абдулаевой

Портрет Наташи Мирошниковой

Портрет ребенка

Портрет скульптора В.В. Лишева

Портрет художницы Наташи Зива

Рождение человека

Стога

Ледоход на Неве

Весна

Вечер в Солотче

Деревенская улица

Деревья

Военный эшелон

Нежданное спасение


Комментариев нет:

Отправить комментарий