четверг, 19 октября 2017 г.

Орловский Владимир Донатович

Владимир Донатович Орловский (1842—1914)– выдающийся  ­русско-украинский художник, пейзажист. Для его творчества характерны  романтизированные пейзажи, написанные в традиции академической школы, в которых воспроизводятся разнообразные эффекты освещения.

       Русская пейзажная живопись второй половины 19 века дала целое созвездие имен: Алексей Саврасов, Фёдор Васильев, Иван ШишкинМихаил Клодт, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан — эти и многие менее известные художники способствовали со­зданию в России школы национального пейзажа. Эта худо­жественная тенденция выражала общий для всей Европы ин­терес к реализму в искусстве. Но одновременно существовала и академическая школа, воспитанная на традиции класси­цизма с его обязательными правилами построения изображе­ния. Сегодня имена некогда прославленных официальных художников — академиков и профессоров Академии худо­жеств — мало что говорят зрителю. А между тем в свое время они соперничали в популярности даже с передвижниками.
        К числу таких, почти забытых ныне, художников принад­лежал и Владимир Орловский — «корифей русского пейзажа», «один  из крупнейших и первостепенных деятелей в этой области живописи», как именовал его критик конца 1880-х годов. Твор­чество Орловского демонстрирует яркий пример живучести академизма, его способности видоизменяться в зависимости от потребностей художественной эпохи. Картины Орлов­ского заслуживают рассмотрения хотя бы как свидетельство безусловного авторитета реалистического направления в пей­заже той поры. Действительно, в 1870—80-е годы преиму­щества реалистического изображения природы перед услов­ной академической схемой сделались настолько очевидны, что академические живописцы стали заимствовать внешние при­емы реалистического метода.
       Формирование искусства Владимира Орловского происходило по типичной схеме художественного образования в России. Сын украинского помещика, выпускник киевской гимназии, он еще юношей увлекся рисованием и копированием картин на выставках. Его интерес был замечен, и в 1861 году будущий пейзажист приехал в Петербург с рекомендательными пись­мами к Тарасу Шевченко. Срок поступления в Академию худо­жеств уже прошел, но способный молодой человек понравился Шевченко, и тот стал давать ему уроки. Однако Орловский очень недолго пользовался советами своего великого сооте­чественника, так как в том же году Шевченко умер. Буквально за несколько дней до смерти Шевченко успел все же рекомен­довать своего ученика М.Ф.Львову — конференц-секретарю Академии художеств. Познакомившись с рисунками Орлов­ского, Львов без экзаменов зачислил его в Академию.
       Дальнейшее обучение Орловского предполагало быструю  и благополучную академическую карьеру. Художник оправдал ожидания своих учителей, получив все положенные по курсу награды и право поездки на три года за границу. С 1869 по 1872 год Орловский совершенствовал свое мастерство в Германии, Франции, Швейцарии и Италии, проявив неожиданную для выпускника Российской академии широту взгля­дов в своих художественных симпатиях. В частности, во Фран­ции Орловского привлекли произведения молодых худож­ников — будущих импрессионистов, которые поразили его «ре­шительной свободой в красках и в письме».
       Вернувшись в Петербург, Орловский продолжал, однако, собственную художественную деятельность в академической традиции, ориентируясь на вкусы именитых заказчиков. Ху­дожник писал картины для аристократических салонов Пе­тербурга и Киева, для образцового музея Академии художеств, для загородных дворцов императорской фамилия. Картины его часто не доходили даже до выставок, ему сопутствовал постоянный успех и материальный достаток. Орловский был объявлен «звездой первой величины наравне с Айвазовским», «художником, стоящим во главе нового реального направле­ния русской пейзажной живописи».
       Художественный метод Орловского наметился уже в его вы­пускной программе «Вид деревни Кокоз в Крыму» (1868, ГРМ) — одной из восьми картин, за которые художник был удостоен большой золотой медали Академии. Орловский из­брал эффектный панорамный вид с горными далями, стройны­ми кипарисами и минаретами мечетей на дальнем плане. На фоне этой продуманной живописной декорации разворачи­ваются забавные жанровые сценки первого плана: татары в красочных нарядах, переходящая разлившуюся речку лошадь с жеребенком, хижина с водяной мельницей. Таким образом, художник вносит элемент непосредственных жизненных на­блюдений в традиционный академический жанр героизированного пейзажа.
       Пик популярности Орловского пришелся на 1880-е годы, когда были созданы почти все его «классические» произведе­на: «Жатва» (1880. ГРМ). «Стадо в лесу» (1881. Костромской музей изобразительных искусств), «Туманное утро в ле­су» (1882. Кишинев. Художественный музей), «Летний день» (1884. Ярославский художественный музей). Вся суть «нового реалистического искусства» Орловского сво­дилась к замене персонажей и декораций. Вместо итальян­ских скал и заливов, пиний и кипарисов, античных руин и за­горелых пастухов художник изображал в сходной манере мотивы южнорусской природы — зеленые холмы и прозрачные реки, стройные березы, буки и грабы, живописные хутора, оживленные опрятными поселянами. Новые действующие ли­ца выступали в старых ролях, разыгрывая некий заданный пейзажный сюжет. Каждая картина воплощала определенный тип — образ величественной, спокойно-задумчивой или, на­оборот, грозной и таинственной природы. Априорная и по­верхностная характеристика натуры приводила к созданию изобразительных штампов: Орловский легко и охотно повто­рял полюбившиеся заказчикам сюжеты. Особенно нравились его морские пейзажи с их тревожным, нарочито взволнован­ным колоритом и загадочным сюжетом («Грозовые тучи над морем», 1883; «Унесенный баркас», 1887; «Перед грозой», 1888).
       Популярность Орловского не была бы столь велика, если бы он не использовал таких мощных средств воздействия на зри­теля, как яркий светоносный колорит и резкие световые эф­фекты. Метод работы художника с цветом и светом наиболее очевидно проявился в самой знаменитой его картине «Березо­вая роща» (1886, Баку, Азербайджанский государственный музей искусств). Написанная спустя семь лет после одноимен­ной картины А.И.Куинджи, «Березовая роща» Орловского еще более обострила декоративный цветовой прием, найден­ный Куинджи. наложив его на традиционную схему кулисно­го пейзажа. Вообще все творчество Орловского, лишенное внут­ренней художественной эволюции, было последовательным осуществлением компилятивного метода академизма второй половины 19 века. Внешние изменения, которые появлялись в живописной системе художника, были только отражением чужих открытий, реакцией на эстетическую конъюнктуру.
       Так, например, любимые Орловским световые эффекты («Жатва», 1882: «В знойный день. 1883; «Ночь в лесу») сле­довали моде на контрастную декоративную светотень, рас­пространившуюся в русском пейзаже под влиянием Куинджи. Переходные состояния атмосферы, изображение облаков, дождя, тумана «3a грибами». 1881: «Утро а лесу», «Отдых в степи», 1884; «Охота на уток») были вызваны желанием соответствовать уровню реалистического пейзажа с его раз­работкой проблем световоздушной среды. Однако академизированный реализм Орловского был не в состоянии передать воздушную глубину. Художник трактовал колорит как набор предметных цветов и для изображения дали использовал прос­той прием разбеливания тона. Для имитации изменения цве­та под воздействием света и воздуха Орловский применял цветовые заливки. Этот набор приемов механически исполь­зовался художником при изображении самых разных ви­дов.

       В академическом пейзаже у Орловского было много подра­жателей. Прямым последователем художника можно назвать пейзажиста С.И.Васильковского, а популярный маринист Р.Г.Судковский успешно соперничал с Орловским, также со­четая однообразную композиционную схему с иллюзионисти­ческой передачей воды и камней. Слава В.Д.Орловского была очень недолговечной. Покупаемые современниками за боль­шие деньги, его картины находятся теперь в запасниках му­зеев. Лишь историк искусства вспомнит сегодня, что при жиз­ни Орловский пользовался репутацией универсального пей­зажиста, «превосходящего других художников удивитель­ным знанием природы, мощным и гармоничным колоритом, свободным движением кисти».

Берег моря у Судака (Крым) 1889г

В Италии 1876г

Вечер. Берег моря 1874г

Вечер

Вид Алупкинского дворца

Вид деревни Кокоз в Крыму 1868г

Город на берегу моря. Середина 1870-х

Город Поццуоли близ Неаполя 1876г

Дом возле моря 1871

Жатва. Хиос 1880г

Закат 1896г

Кисловодск 1883г

Крым. Пейзаж с речкой 1868

Купание коней

Летний день1884г

Морской пейзаж 1880г

На водопой 1910г

Отмель

Пейзаж в окрестностях Алушты 1870г

Пейзаж с рекой в Малороссии

Посев 1874г

Прибой

Пруд. Летний вечер 1890г

Унесенный баркас 1887г

Хаты в лесу. Тишина 1890г

Комментариев нет:

Отправить комментарий