четверг, 19 октября 2017 г.

Клодт Михаил

Выдающийся русский художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) родился в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Воспитывался мальчик в творческой среде: отец его, Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, считался одним из лучших скульпторов.


В юном возрасте Михаил поступил в Горный кадетский корпус. Но учеба сильно тяготила Михаила, он часто пропускал занятия. Единственный предмет, который будущий художник посещал с большим удовольствием, было рисование. Иван Трофимович Хруцкий, который преподавал у него рисование, не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта. Именно Хруцкий увидел в нем большого художника.
И вот, в 1851 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Михаил Клодт поступил в Академию художеств. Обучался он в классе профессора М.Н. Воробьева, преподававшего в то время ландшафтную живопись. В Академии Клодт занимался с большим увлечением. В 1853 году за одну из ученических работ Совет Академии удостаивает Михаила серебряной медали второй степени. С этого момента Клодт становится стипендиатом Общества поощрения художников. А в следующем году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени. Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики. В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.


Вид на острове Валаам 1857г

Вид в имении Загезаль близ Риги 1858г

В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию. Приехав, художник поселяется в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская природа не способствовала вдохновению художника, и, вместо плодотворной работы, у него начинается самая настоящая хандра. Клодт решается на смену обстановки, и, в надежде, что мировая столица искусств его взбодрит, переезжает во Францию, в Париж. Но и здесь художник чувствует себя неуютно: ни великолепная архитектура Парижа, ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Русского живописца тянуло на Родину. В 1860 году Михаил Константинович пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. В тот же год Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии».


Вид в Нормадии 1860г

В январе 1861 года художник наконец получает от Академии разрешение и возвращается в Россию. Летом 1861 года Клодт знакомится с Елизаветой Михайловной Станюкович, любовь к которой помешала художнику целиком посвятить себя творчеству. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт впал в глубокую депрессию. Его близкие были очень обеспокоены дальнейшей судьбой живописца. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.
Устроив свою личную жизнь, Михаил Клодт наконец приступил к работе. По впечатлениям от поездки в Европу он написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». Эти произведения были тщательными по исполнению; как и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получает звание академика, а срок пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины были последними, в которых художник обратился к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество родной природе.


Баркасы на берегу 1859г

Ночной вид в Нормандии. Рыбаки у костра 


Вид в долине реки Аа в Лифляндии 1862г

Летом 1863 года родственники пригласили Михаила c женой погостить в Мценский уезд Орловской губернии. Именно здесь, в провинции, художник обретает душевную гармонию, находит темы для своих будущих работ. Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создает ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864), за которую в 1864 году художник получил звание профессора.

Дубовая роща 1863г

Большая дорога осенью 1863г

Вид в Орловской губернии 1864г

При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз переписывая картину. Поэтому неудивительно, что на создание картины у него уходило очень много времени. Художника это сильно раздражало, однако ничего поделать с собой он не мог, продолжая много и упорно работать. Имея звания профессора, Михаил Константинович имел право на преподавание в Академии художеств. Но штатной должности на тот момент для него не нашлось.
9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.
Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение. В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр. В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер, со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком. В этот период художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867). Тем не менее, финансовые дела живописца становились все хуже.

Аллея в березовой роще 1867г

Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел и М.К. Клодт. На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и «Вид в Киеве». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года. Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874), «Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).

Вечерний вид в деревне. Орловская губерния 1874г

Лесная даль в полдень 1878г

Несмотря на то, что Михаил Константинович состоял в рядах Товарищества, В 1873 году его зачислили в Академию художеств на профессорский оклад, где он проработал до 1886 года. Художник вместе с А. Боголюбовым и С. Воробьевым создал класс пейзажной живописи. В период работы в Академии М.К. Клодт ежегодно отправлялся в творческие командировки по России.
В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества передвижников. Поводом стала статья в газете «Молва», в которой художник жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи. Сам Куинджи потребовал исключить М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не произошло, то заявил, что он сам выходит из Товарищества. Вскоре после этого Клодт получил письмо от члена правления Н.А. Ярошенко, в котором тот высказал мнение, что написать статью в «Молве» Михаила Константиновича заставила не «любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные...». Поддавшись эмоциям, третьего января 1880 года М.К. Клодт подал прошение исключить его из рядов Товарищества, но пожелал участвовать в его выставках в качестве экспонента. В этот период произошло еще одно событие, которое нанесло сильный удар художнику - умер его отец. Последней серьезной работой М.К. Клодта до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.
Далее художник продолжал совершать ежегодные поездки по России. Из последних его произведений следует отметить картины «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно здоровье Клодта ухудшалось . Начало подводить зрение, кроме того, художник стал страдать психическим расстройством. На занятия в Академию он появлялся грязным и неопрятным. Кончилось все тем, что его уволили из Академии, вначале с «оставлением за штатом», а в 1894 году уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию. В 1899 году в возрасте тридцати шести лет умер его сын Борис.

Волга под Симбирском 1881г

В последний раз имя художника упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества передвижников. Умер Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года в Петербурге.

Берег реки  

Берег Финского залива

Взморье 1870г

Вид на озере Лаатокка

Волга у Жигулей 1879г

Высохшая речка 1895г

Дерево

Имение Зегельвольт 1881г

Интерьер 1878г

Коровы на водопое 1879г 

Крестьянка 1871г

На пашне 1872

Сосновый лес

У плотины 1864г

Комментариев нет:

Отправить комментарий