Выдающийся русский
художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург)
родился в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Воспитывался
мальчик в творческой среде: отец его, Константин Карлович Клодт, увлекался
гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, считался одним из лучших
скульпторов.
В юном возрасте Михаил поступил в Горный кадетский корпус. Но
учеба сильно тяготила Михаила, он часто пропускал занятия. Единственный
предмет, который будущий художник посещал с большим удовольствием, было
рисование. Иван Трофимович Хруцкий, который преподавал у него рисование, не мог
нарадоваться на юного Мишу Клодта. Именно Хруцкий увидел в нем большого
художника.
И вот, в 1851 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Михаил Клодт
поступил в Академию художеств. Обучался он в классе профессора М.Н. Воробьева, преподававшего
в то время ландшафтную живопись. В Академии Клодт занимался с большим
увлечением. В 1853 году за одну из ученических работ Совет Академии удостаивает
Михаила серебряной медали второй степени. С этого момента Клодт становится
стипендиатом Общества поощрения художников. А в следующем году за картину «Вид
на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй
степени. Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело
хорошие отзывы критики. В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию.
За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую
медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве
пенсионера сроком на три года.
Вид на острове Валаам 1857г
Вид в имении Загезаль близ Риги 1858г
В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и
совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию. Приехав, художник
поселяется в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская
природа не способствовала вдохновению художника, и, вместо плодотворной работы,
у него начинается самая настоящая хандра. Клодт решается на смену обстановки,
и, в надежде, что мировая столица искусств его взбодрит, переезжает во Францию,
в Париж. Но и здесь художник чувствует себя неуютно: ни великолепная
архитектура Парижа, ни современная французская живопись не произвели на него
впечатления. Русского живописца тянуло на Родину. В 1860 году Михаил
Константинович пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения
вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием
пейзажей с натуры в России. В тот же год Клодт для отчета перед Академией пишет
картину «Вид в Нормандии».
Вид в Нормадии 1860г
В январе 1861 года художник наконец получает от Академии
разрешение и возвращается в Россию. Летом 1861 года Клодт знакомится с Елизаветой
Михайловной Станюкович, любовь к которой помешала художнику целиком посвятить
себя творчеству. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт
впал в глубокую депрессию. Его близкие были очень обеспокоены дальнейшей
судьбой живописца. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе
Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.
Устроив свою личную жизнь, Михаил Клодт наконец приступил к
работе. По впечатлениям от поездки в Европу он написал картины «Вид в долине
реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной
вид в Нормандии. Рыбаки». Эти произведения были тщательными по исполнению; как
и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были
написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами.
В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получает звание академика, а
срок пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины были последними, в
которых художник обратился к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил
свое творчество родной природе.
Баркасы на берегу 1859г
Ночной вид в Нормандии. Рыбаки у костра
Вид в долине реки Аа в Лифляндии 1862г
Летом 1863 года родственники пригласили Михаила c женой погостить
в Мценский уезд Орловской губернии. Именно здесь, в провинции, художник
обретает душевную гармонию, находит темы для своих будущих работ. Работая
сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил
Константинович создает ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины
«Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской
губернии» (1864), за которую в 1864 году художник получил звание профессора.
Дубовая роща 1863г
Большая дорога осенью 1863г
Вид в Орловской губернии 1864г
При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую
мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз
переписывая картину. Поэтому неудивительно, что на создание картины у него
уходило очень много времени. Художника это сильно раздражало, однако ничего
поделать с собой он не мог, продолжая много и упорно работать. Имея звания
профессора, Михаил Константинович имел право на преподавание в Академии
художеств. Но штатной должности на тот момент для него не нашлось.
9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень
слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь
прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и
мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где
полностью посвятил себя работе.
Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к
своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей
предложение. В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын
Петр. В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер,
со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком. В этот период
художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца»,
«Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в
березовой роще» (1867). Тем не менее, финансовые дела живописца становились все
хуже.
Аллея в березовой роще 1867г
Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и
деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870
года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел и М.К.
Клодт. На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года
в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и
«Вид в Киеве». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года.
Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой
фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874),
«Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).
Вечерний вид в деревне. Орловская губерния 1874г
Лесная даль в полдень 1878г
Несмотря на то, что Михаил Константинович состоял в рядах
Товарищества, В 1873 году его зачислили в Академию художеств на профессорский
оклад, где он проработал до 1886 года. Художник вместе с А. Боголюбовым и С.
Воробьевым создал класс пейзажной живописи. В период работы в Академии М.К.
Клодт ежегодно отправлялся в творческие командировки по России.
В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре
после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества
передвижников. Поводом стала статья в газете «Молва», в которой художник жестко
раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи. Сам Куинджи потребовал исключить М.К.
Клодта из Товарищества, а когда этого не произошло, то заявил, что он сам
выходит из Товарищества. Вскоре после этого Клодт получил письмо от члена
правления Н.А. Ярошенко, в котором тот высказал мнение, что написать статью в
«Молве» Михаила Константиновича заставила не «любовь и интерес к искусству, не
искание истины, а мотивы чисто личные...». Поддавшись эмоциям, третьего января
1880 года М.К. Клодт подал прошение исключить его из рядов Товарищества, но
пожелал участвовать в его выставках в качестве экспонента. В этот период
произошло еще одно событие, которое нанесло сильный удар художнику - умер его
отец. Последней серьезной работой М.К. Клодта до выхода из Товарищества стала
картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.
Далее художник продолжал совершать ежегодные поездки по России. Из
последних его произведений следует отметить картины «Волга под Симбирском»
(1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно здоровье Клодта ухудшалось . Начало
подводить зрение, кроме того, художник стал страдать психическим расстройством.
На занятия в Академию он появлялся грязным и неопрятным. Кончилось все тем, что
его уволили из Академии, вначале с «оставлением за штатом», а в 1894 году
уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию. В 1899 году в возрасте тридцати
шести лет умер его сын Борис.
В последний раз имя художника упоминается в 1897 году, в связи с
открытием юбилейной выставки Товарищества передвижников. Умер Михаил
Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года в Петербурге.
Берег реки
Берег Финского залива
Взморье 1870г
Вид на озере Лаатокка
Волга у Жигулей 1879г
Высохшая речка 1895г
Дерево
Имение Зегельвольт 1881г
Интерьер 1878г
Коровы на водопое 1879г
Крестьянка 1871г
На пашне 1872
Сосновый лес
У плотины 1864г
Комментариев нет:
Отправить комментарий